закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Бесстрашный воздушный боец Великой Отечественной - к 105-летию со дня рождения Александра Акимовича Караева

Родился 15 марта 1915 года в городе Грозный, ныне Чеченская Республика, в семье служащего. Окончил 8 классов в 1930 году, в 1932 году – школу ФЗУ (фабрично-заводское ученичество). Работал слесарем по ремонту паровозов в Грозненском депо. В 1933-1935 годах – токарем  на ремонтно-механическом заводе объединения «Грознефть».  Учился в Грозненском паровозостроительном техникуме.

В 1936 году окончил Грозненский аэроклуб и до 1938 года работал в нем планеристом-инструктором.

С августа 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях Военно-Воздушных Сил в Киевском военном округе.

С июня 1941 года младший лейтенант А. А. Караев на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в Смоленском сражении, обороне Москвы, Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Правобережной Украины, Белоруссии, Прибалтики и Польши, в Берлинской операции. В 1942 году был дважды ранен: в предплечье правой руки и в голову.

Осень 1941 года

Отборные фашистские дивизии рвались к Москве. Наши войска оказывали героическое сопротивление врагу. Используя численное превосходство, немецкая авиация предпринимала массированные налёты на столицу.

Нужно было выстоять, защитить Москву. Советские лётчики и днём и ночью наносили удары по врагу, проявляли беспримерное мужество. В числе их был и Александр Караев, о котором командование писало:

"Старший лейтенант Караев в воздушных боях проявил себя отважным и бесстрашным воздушным бойцом, умеющим побеждать врага не числом, а умением и хитростью. Не считаясь с опасностью для жизни, с присущим ему темпераментом Караев мастерски уничтожает фашистских стервятников, обрушиваясь на них внезапно и дерзко. Численное превосходство противника не является преградой для Караева. Он смело и яростно вступает в бой, из которого всегда выходит победителем".

Да, именно так дрались с врагом смелые защитники Москвы.

О боях на дальних и ближних подступах к Москве сам лётчик рассказывает:

"Мне запомнился один боевой день…, когда фашисты рвались к Москве. Сотни бомбардировщиков с чёрными крестами…, волна за волной приближались к нашим коммуникациям. Нас было гораздо меньше, но мы на своих "ястребках" смело набрасывались на них, разили пулемётным огнём, сбивали, рассеивали, заставляли повернуть вспять...

Однажды после длительного боя мы возвратились на аэродром усталые, измученные, проголодавшиеся. Когда я вылез из машины, шатался как пьяный. Мучила сильная жажда. Ребята помогли мне отстегнуть парашютную сумку, я стащил меховые перчатки и хотел пойти выпить воды. Вдруг сообщение: в направлении нашего аэродрома идёт группа вражеских бомбардировщиков.

Ничего не поделаешь. Техники ещё не успели привести машины в порядок, заправить и подготовить к новому вылету, как были заведены ещё не остывшие моторы. Через несколько минут мы опять были в воздухе.

Рядом с моим "ястребком" летели мои друзья. Мы настигли немецкие самолёты, расстроили их боевой порядок и поодиночке начали преследовать. Вот уже загорелись 2 "Юнкерса", выбрасывая клубы дыма, пошли на снижение. Я тоже выбрал себе жертву. Вдруг из облаков вынырнул ещё один вражеский бомбардировщик. От неожиданности я в первое мгновение растерялся, потому что "ястребок" мой спустился ниже, чем нужно было. Но тотчас же собрал все свои силы и с яростью бросился на врага, поджёг его и ринулся на другого "Юнкерса", которому, однако, посчастливилось удрать. В этот день на моём счету было 3 сбитых самолёта".

За этот подвиг Караев был награждён первым орденом Красного Знамени.

Октябрь 1941 года

Со стороны Ярцева танки врага прорвались к району Холм-Жирковекий  (60 километров северо-западнee Вязьмы).

Караев во главе шести истребителей вылетел на разведку и уточнение линии фронта. При приближении к линии фронта лётчик заметил 20 вражеских бомбардировщиков, шедших в сопровождении 20 истребителей бомбить боевые порядки наших наземных войск. Необходимо было принять срочное решение.

 Шестёрка, за мной! –  раздалась команда ведущего, –  главная цель   истребители, нападать будем с горки.

Шестёрка ушла в облака. Противник всё ещё не замечал наших истребителей, и, когда его истребители подверглись атаке сверху, от неожиданности растерялся. Караев направил свою послушную машину на вражеского ведущего. До цели оставалось 100 метров. Александр нажал на гашетку, и свинцовый град пуль полетел в противника. Враг попытался маневрировать, набрать высоту, но было поздно –  машина камнем пошла к земле.

–  Соколову и Суханову атаковать бомбардировщиков, Романову и Турову набирать высоту!   Я с ведомым пока буду сковывать вражеских истребителей, –  дал команду Караев.

Расчёт командира оправдался полностью. Строй бомбардировщиков врага был нарушен, 2 машины, объятые пламенем, пошли к земле, остальные, беспорядочно сбросив свой бомбовый груз, поспешно скрылись. Примеру бомбардировщиков последовали и истребители.

В этом бою наши лётчики сбили 2 бомбардировщика и 1 Ме-109, последний был сбит лично Караевым. Группа Караева выполнила боевое задание и без потерь вернулась на аэродром.

Август 1942 года

Караев в составе 12 истребителей вылетел ведущим звена на прикрытие боевых порядков в районе Ржева.

7 наших истребителей боем связали 6 Ме-109, а другие напали на 8 "Юнкерсов".

В результате умело проведённого воздушного боя Александр и вся группа сбила 3 "Юнкерса" и 1 "Мессер".

Последний был сбит лично Караевым.

За храбрость и отвагу, за успешное проведение воздушных боёв на дальних и ближних подступах к Москве Караев был награждён вторым орденом Красного Знамени.

1943 год

Александр Караев со своей группой прикрывает наступающие войска и ведёт воздушные бои с противником на юго-западном направлении. Кременная, Серебрянка, Лисичанск, Яровая, Банковское – эти названия  часто упоминались тогда в сводках Совинформбюро. Они надолго останутся и в памяти Караева.

Вот что говорит Александр Акимович об одном из боёв, проведённых им в районе Северского Донца:

"Это было тогда, когда мы уже ничуть не уступали врагу в воздухе. Чувствуя, что инициатива уходит из его рук, враг бросал в бой свои последние резервы, но безуспешно. Шестёрка новых истребителей получила задание прикрывать свои наземные войска от воздушного противника. Из кабины своего "ястребка" я видел, как внизу, на земле, наши бойцы передвигали пушки, оборудовали огневые позиции. Они готовились к наступлению. Блестящей змейкой извивалась река. А на берегу, возле кустарника, стоял наполовину разобранный бревенчатый домик. В другом месте на реке копошились люди. Это, должно быть, сапёры сооружали мост.

Но недолго пришлось мне любоваться наземными видами. В районе патрулирования появилось звено "Фокке-Вульфов". Я сразу заметил приближение фашистских стервятников, понял, что и бойцы внизу увидели врага. Маскируясь, они спокойно продолжали свое дело, с надеждой поглядывая на нас, своих воздушных товарищей. При этой мысли я почувствовал, как всё моё тело напряглось от страстного желания скорее броситься на врага и уничтожить его. Ведь за каждым моим движением следят сотни глаз.

 Атаковать противника,  раздался в это мгновение в наушниках знакомый голос гвардии капитана Дмитриева.

Больше мне ничего не нужно было. "Ястребок" мой рванулся вперёд. Вражеские лётчики, очевидно, не ожидали этой встречи. Их самолёты рассеялись. Однако видно было, что отходить они не собираются. Вероятно, решили принять бой.

Как всегда я наметил себе жертву, отвлёк внимание лётчика и неожиданно приблизился к хвосту стервятника. Но не успел я вступить с ним в бой, как увидел над собой ещё один вражеский самолёт. "Ястребок" мой словно вздрогнул. Я догадался, что несколько пуль угодило в крыло. Это ещё больше разозлило меня. "Не торжествуйте, гады, ещё посмотрим, кто кого!"  закричал я и со всей яростью нажал на гашетку пулемёта. Бледная огненная полоска пронзила "Фокке-Вульф". Его тотчас же заволокло дымом.

В это время наземная радиостанция сообщила, что идут ещё 18 бомбардировщиков. Да и без этого нам видна была большая группа приближающихся вражеских самолетов. А я, как назло, почувствовал, что ранен в ногу. Вероятно, в разгаре боя не обратил на это внимания. Пощупал  вроде сухо, крови нет. Ну и забыл про ногу. Со всей скоростью, на какую только был способен мой послушный "ястребок", я снизу вплотную приблизился к замыкающему "Юнкерсу". Но атака оказалась неудачной. Я чуть не задохнулся от злости. Отступил и снова бросился на врага. На этот раз стервятник был поражён и камнем упал вниз.

Как я ни был разгорячен боем, всё же продолжал следить за своими товарищами. Такой у нас, лётчиков, обычай: ни при каких обстоятельствах не терять друг друга из виду, а когда это требуется, спешить товарищу на помощь. Уже не один бомбардировщик догорал внизу, на нашей советской земле. В панике фашисты побросали, куда попало, свои бомбы и пытались уйти от преследования. Но лишь немногим удалось вырваться...

За каких-нибудь 15 минут наша шестёрка рассеяла 32 вражеских самолёта. Потом мы так же успешно выдержали ещё 3 сражения. Всего за день мы уничтожили 13 стервятников.

Когда мы возвратились на свой аэродром, нам передали, что несколько раз звонил командир наземных войск. Он говорил, что сам следил за воздушным боем и от имени всей своей части благодарит лётчиков, которые участвовали в этих боях".

За эффективность поддержки наземных войск и за высокие результаты воздушных боёв Александр Караев был награждён третьим орденом Красного Знамени.

1944 год – год  исторических побед Красной Армии

В этом году в боях над территорией Украины, Белоруссии и братской Польши советская авиация показала своё превосходство над вражеской авиацией. Навсегда останутся в памяти Александра Акимовича города и населённые пункты Чёрный Остров, Проскуров, Малошевцы, Новая Выш, Варка, Рожнищев, Бжуза и другие. В этих районах разгорелись ожесточённые воздушные бои, о которых командование авиационной части писало:

«С 20 января по декабрь 1944 года А. А. Караев участвует в боевых действиях в составе 19-го Краснознамённого истребительного авиационного полка на 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в должности командира звена, заместителя командира и штурмана авиационной эскадрильи. В руководстве звеном показал высокие образцы и организаторские способности. Гвардии старший лейтенант Караев умеет правильно и грамотно организовать групповые воздушные бои, в которых лично проявляет мужество и отвагу. За период командования звеном лётным составом произведено 240 успешных боевых вылетов на свободную охоту. В воздушных боях сбито 8 самолётов противника, не имея своих боевых потерь. Караев лично сам произвёл 70 успешных боевых вылетов на свободную охоту, провёл 15 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов  3 бомбардировщика и 3 истребителя.

Имея большой опыт в ведении воздушного боя, зная повадки и тактику противника, умело используя лётно-тактические данные своего истребителя, тов. Караев продолжает мастерски истреблять фашистских стервятников. Беспредельная преданность Родине, жгучая ненависть к врагу руководят его силой воли в бою, воодушевляют на совершение подвигов".

Александр Акимович в декабре 1944 года был представлен к высшей правительственной награде – званию  Героя Советского Союза.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Караеву Александру Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

1945 год

А. А. Караев продолжает беспощадно уничтожать врага в воздушных боях; он надёжно прикрывает наземные войска, освобождающие землю братской Польши.

В завершающей войну Берлинской операции Караев был уже блестящим мастером воздушного боя.

16 апреля 1945 года лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Многим нашим пилотам пришлось вылетать на боевое задание 4-5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником. В этот день гвардии капитан А. А. Караев сбил 2 вражеские машины.

После одного из ожесточенных боев над Берлином, получил личную благодарность командующего Военно-Воздушными Силами Советской Армии Главного маршала авиации А. А. Новикова.

К концу войны Гвардии капитан А. А. Караев выполнил более 500 боевых вылетов. Проведя около 80 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника лично и 1 –  в составе группы.

*  *  *

После войны А.А. Караев продолжал службу в строевых частях ВВС: был заместителем командира – штурманом  авиаэскадрильи  в Закавказском, Северо-Кавказском и Туркестанском военных округах.

С июля 1953 года гвардии капитан А. А. Караев – в  запасе.

Жил в городе Грозном.

Умер 1 января 1984 года.

Был похоронен на Центральном кладбище в Грозном.

В  начале 1990-х годов, во время  военных действий,  памятник на могиле А. А. Караева в Грозном был разрушен.

9 апреля 2010 года, в связи с катастрофическим состоянием могилы, останки героя были перезахоронены на Аллее Славы в городе Владикавказе.

Использованная литература

Аннотированный список Героев Советского Союза, маршалов, генералов, адмиралов, кавалеров ордена Славы – выходцев и жителей Северной Осетии. Составлен Центром ИПД  РСО-Алания. 2009 г.
          Муриев Д.З. Осетии отважные сыны. Издательство “Ир”.1974 г.

 

 

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    19.03.2020, 19:27

Мероприятия

Архив
А.И. Герцен
А.И. Герцен
«Время от времени полезно заглядывать в архивы... Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперед».

читать дальше

Объявления

Архив