закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Батя - к 115-летию со дня рождения известного летчика-истребителя Героя Советского Союза Дзусова Ибрагима Магометовича..

Батя…

 

(к 115-летию со дня рождения)

 

16 марта 1905 года родился известный летчик-истребитель Герой Советского Союза Дзусов Ибрагим Магометович...

А. Клубов, Г. Речкалов, Б. Глинка, А. Федоров,  Д. Глинка, А. Труд, А. Покрышкин… Фамилии всех этих прославленных советских асов названы не случайно. Ведь именно под  командованием Дзусова Ибрагима Магометовича они провели два первых и самых трудных года Великой Отечественной войны. И все они уважительно называли своего командира – Батя...

 

Дзусов Ибрагим Магометович родился в селении Заманкул Северной Осетии в семье крестьянина-бедняка и рано познал нужду и нелёгкий крестьянский труд. По натуре общительный, обязательный и очень добрый, он сочетал в себе две совершенно противоположные черты характера: романтику и реалистическое восприятие окружающего мира, и это сочетание он пронёс через всю свою жизнь, учился ли он, строил аэродромы или защищал Родину.

В детские и юношеские годы, находясь в поле или на пастбище, на рассвете и при закате солнца он вглядывался в небо и мечтал о крыльях. Однако разгул бандитизма в стране в годы его юности заслонили небесные мечты и привели его в отряды особого назначения, с 1919 по 1920 годы был бойцом отряда ЧОН (часть особого назначения) на станции Беслан.

В 1921 году поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве, где учился только один год.

С 1922 года был секретарём ревкома села Заманкул.

С апреля 1923 года – инструктор районного комитета комсомола по работе с молодёжью.

С мая 1927 года командовал взводом в 30-м кавалерийском полку Северо-Кавказского военного округа. Но мечта о полётах не угасла. Напротив, о полётах он думал постоянно, и мечты ему казались безумными, но он твёрдо решил их осуществить. Совсем, как у Блока: О, я хочу безумно жить:все сущее – увековечить, безумное – очеловечить,несбывшееся – воплотить... 

Эти строки приходят на память, потому что, будучи человеком страстным и смелым, мечтателем и прагматиком, он не просто воплотил желание в реальность, но и увековечил своё имя героическими подвигами.

С октября 1927 года Дзусов выбил назначение стажером – летчиком наблюдателем 13-й авиационной бригады Северо-Кавказского военного округа.

С апреля 1928 года – слушатель  3-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова, по окончании которой с октября 1929 года был летчиком наблюдателем 7-й авиационной бригады Украинского военного округа.

С марта 1932 года – слушатель  2-й военной школы лётчиков, по окончании которой с ноября того же года служил в 119-й истребительной авиаэскадрильи Закавказского военного округа, был командиром авиационного звена, штурманом эскадрильи.

С октября 1936 года – штурман  95-й авиационной бригады Закавказского военного округа.

С  апреля 1938 года – командир  45-го истребительного авиационного полка этого же округа.

С апреля 1940 года – слушатель  оперативного факультета Военно-Воздушной академии РККА.

22 июня 1941 года застало майора И. М. Дзусова на посту командира 45-го истребительного авиационного полка. Эскадрильи полка только что получили новые самолёты Як-1 и занимались переподготовкой личного состава в Закавказском военном округе. С июля по декабрь 1941 года полк Дзусова находился в Баку. Тревожные вести с фронта волновали молодых лётчиков. Их неудержимо тянуло на фронт, в бой.

– Когда мы вылетаем? – по нескольку раз в день обращались они к своему командиру.

И вот долгожданный день настал.

– Товарищи, завтра улетаем на фронт, воевать. Поучились – теперь за дело! – объявил Дзусов.

Командир полка увидел, как загорелись глаза лётчиков, как на их лицах появилась решимость.

– В предстоящих боях все силы и всё своё умение отдадим Родине, – заверили они командира.

8 января 1942 года полк выбывает из состава 8-го авиакорпуса ПВО (противовоздушная оборона) города Баку и входит в состав 72-й авиадивизии Крымского фронта.

Немецкие войска вели наступление на Феодосию. Боевое крещение полка проходило в тяжелейших условиях.

...Над Крымом не умолкал рокот моторов. Горячие воздушные бои разгорались  в небе. Обладая численным превосходством, противник теснил наши войска. На небольшом клочке земли бои не угасали ни днём, ни ночью. Советские "Яки" и "МиГи", ТБ-3 и даже У-2 беспрерывно находились в небе, прикрывая войска, срывая попытки вражеской авиации воздействовать на наши боевые порядки. Прикрывая Керчь, лётчики кружили над городом на своих маленьких истребителях, внимательно следя за воздухом.

Боевого опыта у летчиков не было. И майор И. Дзусов учил их, как вести воздушный бой, учился и сам. Командир лично водил группы на отражение вражеских налетов, на штурмовку, разведку, прикрытие наших войск. В огне сражений приходило умение и мастерство, вырабатывалась новая тактика боя, закалялась воля наших лётчиков.

…Заложив руки в карманы кожаного реглана, командир полка, медленно ступая по полю аэродрома, ждёт возвращения лётчиков с боевого задания. И сейчас его опять волнует мысль: как провести полк сквозь жестокие битвы к победе, как сохранить людям жизнь, как добиться того, чтобы боевая удача сопутствовала им в воздухе. Самолёты возвращаются с боевого задания. Делают полукруг над полем и идут на посадку. Дзусов пересчитывает машины. Вернулись все. Командир облегчённо вздыхает. Внимательно выслушивает рапорт каждого лётчика.

- Вот видите, - говорит он им после очередного задания, - враг силён, но он трусит, когда сталкивается с нашей организованностью. Он старается избегать честного и открытого боя, но зато действует коварно, выжидая на большой высоте, пока не оторвётся кто-нибудь от строя, чтобы ударить по нему. Мы должны усилить взаимодействие между отдельными парами, внимательнее следить за врагом, прикрывая друг друга в бою, сохранять за собой элемент внезапности, молниеносно обрушиваясь на врага сверху, круто пикируя, открывать точный и меткий огонь с предельно близких дистанций.

- Правильно, - поддерживают командира пилоты. - Ведение огня с ближних дистанций всегда обеспечивает попадание пуль и снарядов в наиболее уязвимые части вражеских самолётов. Нередко после нескольких выстрелов они сразу же разваливаются на части.

Командир полка всё свободное время проводил среди лётчиков. Он всех знал по фамилии, знал, кто, когда окончил школу, где начал воевать, сколько имеет воздушных боёв, знал, какие у кого недостатки, и старался помочь им исправиться.

До 19 мая 1942 года полк совершил 1087 боевых вылетов, провел 148 воздушных боев и сбил 36 самолетов противника.

Из воспоминаний Героя Советского Союза Аркадия Васильевича Федорова из г. Иванова о Дзусове:

"Он любил личный состав, умело поощрял тех, кто не просто смело атаковал врага, а делал это обдуманно, тактически грамотно, сообразуясь со сложившейся обстановкой в воздухе и на земле на том или ином участке фронта. Он был непримирим к тем, кто пренебрегал или не хотел воспользоваться тактической обстановкой. В тяжелейших условиях боевой обстановки он умело руководил подчиненными частями и последовательно готовил воздушных бойцов".

Глубоким уважением, любовью и гордостью были наполнены слова летчиков о своем командире: - «Вы так по земле не ходите, как он летает». 

Летчики боевого соединения Дзусова непрерывно вели горячие воздушные бои в небе Крыма, прикрывая наземные войска, срывая попытки вражеской авиации воздействовать на наши боевые порядки. Трудно приходилось летчикам, кромешным адом стали бои в Крыму, на Малой земле, в Керчи. Неимоверно тяжело было оставлять Севастополь, Керчь, Одессу, Донбасс, отступать вглубь Кавказа.

С 10 июля по 10 августа 1942 года полк Дзусова прошел тяжелый путь отступления от Луганска до реки Терек.

Сослуживцы вспоминают начало августа 1942 года, когда на одном из полевых аэродромов  южнее Белой Глины, поздним вечером, после окончания боевой работы, при свете электрического фонарика командир полка И. М. Дзусов зачитывал летчикам приказ Верховного Главнокомандующего "Ни шагу назад!". Разъясняя обстановку, командир потребовал безусловного выполнения поставленных боевых задач по уничтожению рвущихся на Кавказ фашистских орд.

Время было трудное, тревожное. Моторы самолетов полка выработали все ресурсы. Других самолетов и новых моторов не ожидалось. Летчики продолжали делать по 3-4 и больше вылетов в день, при этом нанося вражеским моторизированным колоннам большой урон. Но немцы упорно двигались на юг.

13 августа 1942 года И. М. Дзусов привел полк на аэродром г. Орджоникидзе и уже с 14 августа летчики стали громить немцев на переправах через Малку в районе Марьинской и Кубы, на дорогах на Баксан и Прохладный.

Не щадя жизни дрались летчики  45-го истребительного полка на Тереке, проявляя чудеса героизма. Пехотинцы называли летчиков Дзусова «тиграми». И свою радиостанцию Ибрагим Магометович назвал тоже «Тигром». Его голос впервые прозвучал в эфире с аэродрома Орджоникидзе: «Я – Тигр!».

«В начале сентября 1942 года мы получили приказ выйти на отдых, - вспоминал Ибрагим Магометович. – Эта весть была встречена молчаливым недовольством всего личного состава. 10 сентября полк сдал самолеты… Какой может быть отдых, когда немецко-фашистские полчища уже подходят к каменным воротам Кавказа, к моему родному городу Орджоникидзе, где я учился, в 1920 году вступил в ряды Ленинского комсомола. Красавец-город в опасности. Селение Заманкул, где живут старый отец Магомет Темболатович и мать Азии, обстреливается артиллерией противника….

Довольствоваться таким отдыхом нет сил.

20 сентября утром собираем с комиссаром летный состав. Вопрос один: будем отдыхать или – на фронт?

- На фронт!!! – раздается громовой ответ нескольких сот молодых голосов.

…Я сел в кабину «собственного» УТ-1 (подобрал его в пути и отремонтировал) и вылетел к командующему воздушной армией генералу Вершинину. Доложил о единодушном желании личного состава полка отложить отдых до лучших времен и немедленно вернуться на фронт….

Наша просьба была удовлетворена».

Во фронтовых газетах все чаще стали появляться статьи о подвигах летчиков, которыми командовал И. М. Дзусов. Многие из них были удостоены высоких боевых наград.

В середине ноября полк отправился за получением новой матчасти под Баку. Летчики Дзусова первыми, по ленд-лизу получили американские самолеты. Пробные полеты производил сам Дзусов, летчики наблюдали, с каким мастерством он проводил все полеты.

Дзусовцы выдержали все испытания. А 1 января 1943 года началось наступление частей Советской Армии на Кавказ. За короткий срок наши части продвинулись от Терека до Кубани. В воздухе шли непрерывные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно до 100-150 самолетов разных типов с обеих сторон. Шла смертельная борьба за господство в воздухе. И уже в середине февраля 1943 года полк на новых, хорошо оснащенных истребителях над Невинномысском и Краснодаром ошеломил своими ударами гитлеровскую авиацию. И здесь Дзусов показывал образцы ведения боя.

В середине мая 1943 года подполковник Ибрагим Дзусов назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии (ГИАД), преобразованной из 216-й смешанной авиадивизии. Дзусов стал не только командиром 9-й ГИАД, но и ее душой. Он наперечет знал всех летчиков дивизии, их преимущества и недостатки.

"Чутье нашего бати было исключительным. Знал, кого брать в полк, - вспоминал Василий Степанович Сапьян из Краснодара. - Через три месяца воздушных боев на Кубани Б. Б. Глинка и Н. Д. Кудря стали Героями Советского Союза".

57 Героев Советского Союза дала дивизия, в их числе сержант Вазиан, братья Глинка, лейтенанты Труфанов, Клубов, Вишневецкий, дважды Герой Советского Союза Речкалов, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин…

Несмотря на запрет вышестоящего командования, Дзусов сам водил группы своих летчиков на боевые задания, во время которых уничтожил немало самолетов противника.

В мае 1943 года, например, комдив Дзусов полетел с группой на боевой вылет. Над линией фронта завязался ожесточенный бой: несколько фашистских самолетов уже было сбито, но им на подмогу подходили все новые и новые самолеты. После одной из атак Дзусова, когда фашистский самолет задымил и пикированием стал уходить из боя, он сам, не успев отвернуть, выйти из атаки, был атакован фашистами. Его самолет загорелся и исчез из поля зрения товарищей. Трое суток возле КП дивизии дежурили летчики, не летающие на задания (раненые, больные). Все находились в полной безвестности. Наконец пришла весточка: Дзусов подобран наземными войсками, ранен, но состояние здоровья опасений не вызывает.

 Потом была радостная встреча: подъехавшую группу Дзусов встретил смущенной улыбкой и присущим ему веселым юмором: «Волновались, да? Извините, не учел… Давно с парашютом не прыгал. Вот и решил попробовать».

После этого он уже лично в бой не летал (ему просто не позволяли).

За вклад в успех советских войск дивизия была высоко отмечена Верховным Главнокомандованием, получила наименование Мариупольской (к концу войны Берлинская и трижды орденоносная).

В марте 1944 года гвардейская дивизия Ибрагима Дзусова прикрывает с воздуха глубокий рейд конно-механизированной группы И.А. Плиева в тыл врага. «…Для авиации противника мы создали «свинцовый занавес» в воздухе – ни одна бомба не упала на нашу конницу» (воспоминание И.М. Дзусов в книге мемуаров«В семье отважных»).

В  мае 1944 года гвардии генерал-майор авиации Дзусов  назначается командующим 6-м истребительным авиакорпусом 16-й воздушной армии на одном из Белорусских фронтов.

Накануне  перелета дивизии из Черниговки на 2-й Украинский фронт летчики узнают новость: их батя уходит из дивизии, назначается командиром корпуса. Можно понять огорчение, которое вызвала эта новость: два трудных военных года командиром  и наставником для летчиков был Ибрагим Магометович. Он учил их воевать с фашистами, опекал в боях, был для них примером. Сколько вместе пережили за эти долгие годы: трудное отступление в 1942 году, сложности с переучиванием на новые самолеты, радость наступательных боев в 1943 и 1944 годах. В сознании авиаторов все это связывалось с именем командира полка, затем дивизии  И. М. Дзусова.

И все же огорчение перекрывалось чувством гордости за батю.

Корпус, который принял И. М. Дзусов, был на 60 процентов пополнен молодым неопытным летным составом. Благодаря умелому руководству Дзусова, его инициативе и настойчивости летный состав в течение месяца был введен в строй, а корпус в целом был подготовлен для ведения боевой работы в наступлении наших войск на I Белорусском фронте.

12 июня 1944 года части корпуса под командованием Дзусова переехали в большую белорусскую деревню Малашкевичи. На новые места дислокации перелетали на низких высотах, группами по 4-6 самолетов, чтобы скрыть от противника перелет.

Фронт скрытно стягивал силы в один мощный кулак.

В период летнего наступления 1944 года (с 24 июня по 15 августа) части корпуса выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановичском, Слонимском, Брестском и Седлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск, переправы на реках Днепр, Друть, Березина, Шара и Буг, штурмовал войска противника и вел разведку. За этот и последующие периоды частями корпуса были произведены 3674 боевых успешных самолётовылета, проведено 143 воздушных боя, в ходе которых сбито 140 самолётов противника... Приказом ВГК шестому ИАК было присвоено наименование Барановичского.

24 июня 1944 года пошли в наступление. Оперативная группа штаба корпуса и его командный пункт разместились в двух километрах от переднего края. Командир корпуса И.М. Дзусов неизменно находился на главрации «Тигр». Он лично руководил воздушными боями, ставил летчикам боевые задачи, вызывал с аэродромов дополнительные группы истребителей для наращивания сил. Его позывные: «Тигр» твердо и властно звучали в воздухе.

29 июня части фронта освободили Бобруйск, окружив и пленив большую группу вражеских войск. При  ликвидации вражеской группировки исключительную роль сыграла авиация 6-го истребительного авиационного корпуса. Специальная комиссия, обследовав 29 июня 1944 года район нанесения массированных ударов, установила, что враг оставил на поле боя тысячи трупов, 150 танков и самоходно-артиллерийских установок, около 1000 артиллерийских орудий, до 6000 автомашин, 300 автотягачей и до 3000 повозок с грузами, несколько взорванных и сожженных складов с боеприпасами и автогорючим.

3 июля освобожден город Минск. А уже в августе 1944 года летчики корпуса Дзусова увидели с воздуха столицу Польши. Развернулись ожесточенные воздушные бои.

Ни Висла, ни Нарев, ни укрепленный Померанский вал не могли сдержать наступательный порыв воинов-освободителей. Части первого Белорусского фронта освободили Варшаву, Познань, Шнайдемюль, Ной-Штеттин…

В операции по овладению предместьем Варшавы – Прагой и за удержание плацдармов за рекой Висла корпусом произведено 2079 боевых самолётовылетов, проведено 88 воздушных боёв, в которых сбит 61 самолёт противника...

В ходе операции по заранее разработанному плану было проведено взаимодействие корпуса с 5-й Ударной и 2-й Гвардейской танковой армиями. За период январско-февральской 1945 года операции частями корпуса произведено 47 воздушных боёв, в ходе которых сбито 40 самолётов противника...

Всего же, за время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал товарищ Дзусов, произведено 18654 боевых самолётовылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолёта противника.

Рано утром 16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин.

В сражениях за Берлин советская авиация одержала блестящую победу над врагом, разбила последние гитлеровские воздушные эскадры, наносила удары по живой силе и технике противника.

Бывший военный корреспондент Я. И. Макаренко вспоминает:

"Невдалеке от садика стоял темно-зеленый закрытый автобус с множеством антенн на крыше. В автобусе сидел за столом в наушниках мой старый знакомый генерал Ибрагим Дзусов. Он представлял на командном пункте Богданова авиаторов. Генерал, следя глазами за картой, указывал штурмовикам и бомбардировщикам цели, вел беспрерывные переговоры с летчиками.

Оторвавшись на секунду от "воздуха", поправляя пенсне, Дзусов сказал мне: "Горячие денечки. Летчики трудятся без передышки!".

Пробыл я на командном пункте танкистов несколько часов и получил исчерпывающий ответ на свой вопрос. Дела шли хорошо! Советские бронированные колонны, поддерживаемые ударами с воздуха, неотвратимо приближались к немецкой столице".

К маю 1945 года части и соединения под командованием гвардии генерал-майора авиации Дзусова сбили 832 самолета врага, в том числе в Берлинской операции – 219 фашистских самолетов.

Несмотря на почтенный возраст и высокие посты грозный осетин летал на боевые задания - в его  послужном списке 89 боевых вылетов и шесть сбитых в 11 воздушных боях самолетов противника.

...За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм Дзусов И.М. удостоен высшей правительственной награды – присвоения  звания Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

«За время участия в Великой Отечественной войне генерал Дзусов вырос от командира полка – майора – до командира авиакорпуса – генерал-майора авиации. Командовал 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизией. В мае 1944 года назначен командиром авиационного корпуса.

Корпус к этому времени был на 60 процентов пополнен молодым, неопытным летным составом. Благодаря умелому руководству Дзусова, инициативе и настойчивости его, корпус в целом был подготовлен для ведения боевой работы в летнем наступлении наших войск на 1-м Белорусском фронте.

С 26 июня по 15 августа 1944 года части корпуса выполняли боевую работу на Бобруйском , Минском, Барановическом, Слонимском, Брестском и Седлецком направлениях. Прикрывали боевые порядки наземных войск, переправы на реках Днепр, Друть, Березина, Шара и Буг. Штурмовали войска противника и вели разведку. За этот период произведено 3674 боевых самолетовылета, проведено 143 воздушных боя, в ходе которых сбито 140 самолетов противника.

За успешное выполнение боевых заданий командования корпус неоднократно отмечался благодарностями».

Звание Героя Советского Союза Ибрагиму Магометовичу Дзусову  присвоено 29 мая 1945 года.

Помимо этого грудь генерала украшали три ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова, иностранный орден "Крест Грюнвальда" (Польша), медаль «За оборону Кавказа», много других медалей.

За сухим перечислением количества боевых самолетовылетов, воздушных боев и сбитых самолетов мы не всегда представляем себе главное – те  титанические усилия и ту мощь таланта и героизм, которые приложил Ибрагим Дзусов для того, чтобы защитить и сохранить жизни сотен тысяч бойцов, вернувшихся к своим матерям, женам и детям. 

После войны до марта 1946 года командовал тем же корпусом. В 1948 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.

С февраля 1948 года – помощник  командующего по строевой части  16-й воздушной армии в Группе советских оккупационных войск в Германии.

С июня 1949 года – на  такой же должности в 57-й воздушной армии.

С октября 1951 года – начальник  Красноярского управления Гражданского Воздушного Флота.

С мая 1955 года в отставке.

Проживал в городе Владикавказ, находился на административной и хозяйственной работе.

В 1965 году вышел на пенсию, занимался общественной деятельностью. Уйдя на заслуженный отдых, являлся наставником и воспитателем молодёжи.

Умер Ибрагим Магометович 28 октября 1980 года, похоронен в пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе.

Имя Героя носят улицы столицы Северной Осетии города Владикавказа и селения Заманкул, а также Гизельская средняя школа. Во Владикавказе на фасаде дома, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

                                                                                А.А. Албегова.

 

Основание: Аннотированный список Героев Советского Союза, маршалов,   генералов, адмиралов, кавалеров ордена «Слава»  – выходцев  и жителей Северной Осетии. Составитель: Центр ИПД РСО-Алания. Владикавказ, 2009г.;

М.Д. Бетоева. Дорогами мужества. Кн. в 2-х томах. – Владикавказ: Проект-Пресс. 2005г.;

Г.Т.Дзагуровоа “ Сыны Отечества”.  Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003г..

 

 

 

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    19.03.2020, 19:03

Мероприятия

Архив
А.И. Герцен
А.И. Герцен
«Время от времени полезно заглядывать в архивы... Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперед».

читать дальше

Объявления

Архив