закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

К 100-летию со дня рождения Мамсурова Юрия Георгиевича, генерал-майора авиации

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР АВИАЦИИ, ИНЖЕНЕР

 

К 100-летию со дня рождения Мамсурова Юрия Георгиевича,

генерал-майора авиации

 Юрий Георгиевич Мамсуров родился 12 декабря 1918 года во Владикавказе в дружной семье. Его детские годы прошли в удивительно красивом городе, окруженном сказочной панорамой Кавказских гор. Юрий очень любил бывать и в деревне, особенно в Гизели и Ольгинском, откуда были родом его отец и мать. В первый класс Юра пошел во Владикавказе в маленькую и уютную школу № 3. В 1931 году его семья переехала в Таджикистан, и среднюю школу он закончил в Душанбе в 1936 году.  Естественно, встал вопрос о продолжении образования, об осуществлении давней мечты об авиации. Интересовали Юрия не только полеты и загадочно красивое небо, сколько устройство самолетов, их материальная часть, и потому выбор института не стал проблемой – он стал студентом Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота.  

   Но проучился он всего четыре года. Вторая половина 30-х годов знаменовалась нарастанием сил фашизма. Коричневая чума расползлась по Европе. Наглели фашистские орды, захватывая большие и малые страны. Пали Франция, Польша, Чехословакия, республиканская Испания. Миллионы людей были загнаны в концентрационные лагеря, пылали газовые печи. Всего этого не мог не знать студент Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота. И  не мог не реагировать, поэтому после четвертого курса института, в 1940 году Юрий принимает решение о переходе на инженерный факультет Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии, так как враг приближался к рубежам Родины, которую надо было защищать, а для этого нужно было вооружиться специальными знаниями для определения тактических планов врага. 

    В конце ноября 1939 года началась война с белофиннами. Нависла опасность над северной столицей, над Ленинградом с его уникальными памятниками истории, искусства, архитектуры и культуры. Без колебаний, по зову сердца, через месяц после начала войны, в январе 1940 года, Юрий добровольцем уходит на фронт.

В сорокаградусный мороз, одолевая линию укреплений Маннергейма через леса и болота, под обстрелом финских снайперов шли наши бойцы решать важнейшую стратегическую задачу – отодвинуть подальше от Ленинграда границу с вражеской тогда Финляндией. Трудно представить, что бы было, если бы к началу Великой Отечественной войны граница с Финляндией оставалась в 32 километрах от Ленинграда. 

После финской войны с чувством выполненного долга Мамсуров Ю.Г. вернулся в институт, к тому времени преобразованный в Ленинградскую Военно-воздушную инженерную академию. Успешно закончив обучение, он, в звании военного техника первого ранга, стал дипломированным инженером-механиком Военно-Воздушных Сил СССР. 

В Великой Отечественной войне Мамсуров Ю.Г. с октября 1942 года инженером авиаэскадрильи.

В боевой строй входили новые типы самолетов, которые надо было досконально изучить и освоить, нужны были фундаментальные знания, и это побудило Юрия Георгиевича поступить в Военную инженерную академию им. профессора Н. Е. Жуковского, после окончания которой, с 1942 по 1945 год он сражался на Калининском и Первом Прибалтийском фронтах.

    Из  послужного списка генерала Мамсурова:

 «... Мамсуров является инженером отдела эксплуатации с февраля 1944 года. Проявил  себя как грамотный и способный руководитель технического состава частей по штурмовой авиации. Часто бывает в частях, и особенно в период боевых действий, где конкретно оказывает помощь техническому составу в грамотной эксплуатации материальной части. 

Лично проводит занятия в частях с техническим составом, а также им написаны две теоретические конспект-лекции, тем самым оказал для инженеров практическую помощь, особенно не имеющим высшего образования. 

Оказал практическую помощь частям в подготовке матчасти к боевой операции. Отряды штурмовой авиации на 23.06.44г. имели 97% исправной матчасти, тем самым обеспечили бесперебойную работу частей в период боевой операции. За 1944 год они имеют 20461 самолетовылет, что составляет 15636 часов. 

   Большую помощь оказал по выполнению приказов, касающихся экономии горюче-смазочных материалов и в 1944 году было сэкономлено 248.000 килограммов дорогостоящего горючего. 

   За хорошее руководство и оказание практической помощи частям по обеспечению бесперебойной боевой работы достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды...» 

   «... Тов. Мамсуров работает инженером по штурмовой авиации. Умело организовывает грамотную эксплуатацию материальной части летно-техническим составом. За период работы тов. Мамсурова технический состав штурмовой авиации обслужил 31500 самолетовылетов. 

   Работа тов. Мамсурова в частях армии направлена на успешную подготовку материальной части самолетов и моторов к боевым вылетам, к сохранению материальной части и экономии горючего. В результате проведенной и, как следствие, грамотной эксплуатации материальной части летно-техническим составом, части штурмовой авиации сэкономили 500 тонн авиагорючего. 

   Лично тов. Мамсуров провел в частях свыше 50 часов занятий с летно-техническим составом.  

   Тов. Мамсуров много работает над собой, и изучил материальную часть новых самолетов Ил-10 с мотором АМ-42, а также самолета ПС-2. 

   Своей энергичной работой содействует лучшей организации обслуживания материальной части летно-техническим составом частей армии, тем самым приближая момент разгрома фашистских войск. 

   Достоин представления к правительственной награде – ордену  Отечественной войны первой степени». 

Если вдуматься в эти казенные строки и представить, какое огромное количество летного состава и воздушных кораблей было спасено благодаря мудрости, таланту и высокому профессионализму Юрия Георгиевича, то станет ясным, как много он сделал для того, чтобы приблизить разгром фашистских армий. 

После войны Мамсуров Ю.Г. – инженер в Управлении 1-й воздушной армии дальней авиации. Это было время, когда дальняя авиация начала оснащаться четырехмоторными бомбардировщиками ТУ-4.

С марта 1950 года – инженер авиационного полка в Брянской области.

В 1952 году Юрий Георгиевич получил назначение на должность главного инженера воинской части, которая занималась испытаниями атомных бомб, ракет различного назначения, блоков космических ракет Сергея Павловича Королева, а вскоре – назначен заместителем командира воинской части по научной работе и испытаниям.

Служил в 57-й воздушной армии, возглавлял специальную инженерную службу при управлении воздушной армии.

В мае 1973 года – Ю.Г. Мамсуров назначен заместителем министра гражданской авиации страны.

Звание генерал-полковника-инженера Юрий Георгиевич Мамсуров получил 25 апреля  1975 года.

Спустя многие годы, он вернулся в Ленинград, в Пулково, на должность начальника и заведующего кафедрой организации производства Ленинградской академии гражданской авиации, которую он сам окончил в 1941 году.

В отставке – с 24 сентября 1980 года.

Правительственные награды: ордена Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны первой степени и второй степени, три ордена Красной Звезды, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»,  «Во славу Осетии» и еще девятнадцать медалей.

Лауреат Государственной премии СССР.

Кандидат технических наук.

Жил в Москве. Работал директором опытного завода.

    Ушел из жизни 4 февраля 2004 года, был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

   Вся жизнь Юрия Георгиевича Мамсурова – это нескончаемый подвиг во славу Отчизны, и потому о его деяниях в годы войны и в мирное время должны знать не только нынешнее поколение соотечественников, но и потомки. 

Основание: Аннотированный список Героев Советского Союза, маршалов,   генералов, адмиралов, кавалеров ордена «Слава»  – выходцев  и жителей Северной Осетии. Составитель: Центр ИПД РСО-Алания. Владикавказ, 2009г.; Г.Т.Дзагурова «Сыны Отечества». Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003.  

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    18.12.2018, 17:05

Мероприятия

Архив
А.И. Герцен
А.И. Герцен
«Время от времени полезно заглядывать в архивы... Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперед».

читать дальше

Объявления

Архив